Комплексный контроль - ключ к новым победам «академиков»



24-05-2017


В Академии Парусного Спорта с 2017 года внедрено комплексное обследование на базе лаборатории инновационных спортивных технологий НИИ спортивно-оздоровительных технологий и социально-экономических проблем при НГУ им. Лесгафта. Оно позволит пролить свет на очень многие аспекты тренировочного процесса, являющиеся залогом побед на соревнованиях. Ожидается, что регулярные обследования всех спортсменов и тренеров Академии повлияют на специфику подготовки и поспособствуют улучшению спортивных результатов.

 

 

Рассказывает заведующий лабораторией, профессор Владимир Семенович Куликов:

 

«В рамках комплексного контроля с помощью системы тестов мы можем отслеживать психофизиологическое, психическое, физическое состояние каждого  спортсмена до и после нагрузок и дать тренерам эффективный инструмент для управления процессом подготовки. Этот контроль позволит улучшить подготовку, индивидуализировать тренировочный процесс.

 

Но давайте по порядку. Есть специальные методики, которые позволяют на генном уровне определить, насколько ребенок предрасположен к тому или иному виду спорта, еще в возрасте 6-8 лет.

 

Даже если ребенок по всем показателям - будущий чемпион, он должен заниматься первые два года с тренером, развивающим его двигательные качества и способности, занятия яхтингом тоже нужны, но без узкой специализации, без привязки к классу. К 11-12 годам мы обычно рекомендуем юным спортсменам переходить к тренировкам с более спортивным уклоном.

 

В возрасте 14-16 лет у ребят начинается самый сложный этап перехода от начальной к предпрофессиональной подготовке.

 

Нами разработаны научно-обоснованные модельные характеристики для разных возрастных этапов. Они формируются на основании многих показателей, снятых с лучших спортсменов. На их основании тренер тестирует своих ребят, определяет текущие характеристики и качества, вносит коррективы в систему подготовки, а также определяет класс яхты и функции в экипаже.

 

Следует отметить, что на 85% показатели, которые мы получаем на основании тестов, отражают реальную работу спортсменов на практике. Методики, которые мы применяем в ходе тестирования, носят инновационный характер. Сами тесты достаточно известны, но их сочетание, модификация и подход носят уровень ноу-хау.

 

Смысл нашей работы заключается в том, чтобы выработать систему комплексного контроля, которая будет понятна тренерам и станет реальным инструментом в их руках. Мы пытаемся адаптировать, сбалансировать все параметры комплексного контроля для работы и помочь повысить качество тренировочного процесса, сделать его менее шаблонным и более индивидуальным.

 

Наша совместная работа будет продолжаться в течение года. Мы планируем обучить тренеров самостоятельному применению наших методик, чтобы они лучше понимали текущее состояние своих воспитанников.»

 

Как выстроен процесс тестирования

 

Комплексный контроль условно можно разбить на две части. Первая часть - психологические тесты, вторая часть - тестирование физических кондиций. Все-таки парусный спорт помимо интеллектуальных способностей, как в шахматах, предъявляет и высокие требования к атлетическому развитию спортсменов.  Успешные яхтсмены должны быть не только умными и психологически устойчивыми, но и обладать достаточно высоким уровнем физического развития.

 

 

а) Психологическое тестирование:

  1. Первая выборка - общая информация, время/дата рождения и т.п., насколько человек вообще подходит для тестирования, какие у него спортивные достижения.

  2. Тест Шмишека - тест на тип личности, акцентуацию характера, он позволяет понять, как человек будет вести себя в тех или иных ситуациях. Он отражает присущие человеку черты, свойства нервной системы, все то, что у нас формируется в течение жизни.

  3. Тест на тревожность - показывает, как спортсмен будет реагировать на критические состояния здесь и сейчас.

  4. Мотивация к достижению успеха - отражает природу человеческой мотивации, ведь кто-то настроен на то, чтобы победить, а кто-то на то, чтобы не проиграть.

  5. Мотивация к избеганию неудач - противоположность предыдущего теста.

 

 

б) Тест на координацию.

 

Парусный вид спорта - сложнокоординационный. Например, ты шкотовый, или тебе поднимать генакер, а ты висишь на трапеции во время откренивания, к тому же мешает качка.

 

Стабилоплатформа это прибор для анализа способности человека управлять позой тела и обеспечения биологической обратной связи по опорной реакции. Он помогает отследить способность удерживать равновесие спортсменом до и после нагрузок, чтобы избежать перетренированности, улучшить тренировочный процесс.

 

Проводится два теста: сначала спортсмен в течение минуты стоит на платформе, смотря на красный квадрат на экране и удерживая равновесие. Второй проводится уже с закрытыми глазами - суть та же, минуту надо стоять максимально ровно.

 


в) Тест на работоспособность

 

Велоэргометрический комплекс Валента позволяет получить пробу PWC170. Это тест, разработанный еще в 60-х годах и предназначенный для определения физической работоспособности человека.

 

Спортсмен, увешанный датчиками, крутит педали на велотренажере, а специальное программное обеспечение позволяет специалисту получить достоверную информацию о состоянии испытуемого - кардиограмму и другие показатели.

 

г) Психофизиологические тесты

 

Скорость и характер реакции тоже важны для парусного спортсмена, для их отслеживания используются модифицированные стандартные методики:

  1. Динамометрия - мышечная сила, выносливость до и после тренировок, в тестировании используется классический динамометр.

  2. Реакция выбора - позволяет оценивать зрительные анализаторы. Загорается либо красный, либо зеленый сигнал, испытуемый должен максимально быстро нажимать на соответствующую кнопку.

  3. Зрительно-моторная реакция - нужно нажимать на кнопку как можно быстрее, как только появляется световой сигнал. Так отслеживается степень усталости, способность концентрироваться на выполнении задачи, внимание до и после нагрузок.

  4. Критическая частота световых мельканий - так выявляются патологические процессы, протекающих в зрительном пути.

Повторимся, по итогам тестирований тренер видит, в каком состоянии сейчас находится спортсмен, над чем ему надо работать и какие нагрузки на тренировках будут для него оптимальными. Выводы по каждому из тестов делаются отдельно, но в итоге они сводятся в единый комплекс. Если раньше тренер работал по типовому плану, то теперь он сможет внести какие-то коррективы в тренировочный процесс каждого спортсмена, учитывая особенности каждого яхтсмена.